Игорь Рязанцев: "Мы так устроены, что плохое руками трогать не будем"
«Григорий Ефимович Распутин» – самая нашумевшая, самая легендарная моя работа. Возле нее принято загадывать желания. Кто-то говорит: «Пиар». Но есть и те, кто утверждает: «Зря смеетесь. Я загадывал и у меня сбылось». Ее сразу стали называть иконой.
Несколько лет назад я был полгода с выставками в Екатеринбурге и давал там несколько десятков мастер-классов. И после очередного ко мне подошла полная женщина и благодарит: «Мое желание исполнилось!» Оказалось, что от нее муж ушел к молодой девушке. И женщина загадала себе нового мужа, моложе той девушки. Уж не знаю, что тут помогло, но желание сбылось. (Смеется.)
Волею судьбы так получилось, что до Лувра (Игорь Рязанцев – единственный художник из Тюмени, который удостоился чести быть представленным на Salondes Beaux Arts в Carrousel du Louvre. – Прим. ред.) я попал в Москву, и меня там пригласили читать лекции: в Москва-Сити и на Рублёвке. Туда я взял работы, которые потом выставлялись в Париже. И несмотря на то, что мои новые полотна наполнены смыслами, все отмечали Григория Ефимовича. Все подходили к ней, желание загадывали…
Даже на закрытой выставке в Астане, столице Казахстана, которая проходила в здании крупнейшей компании страны – КазМунайГазе – люди не знали, кто изображен на картине, подходили и говорили: «Какой у вас Христос!»
За подлинник этой работы мне предлагали 100 000 евро, клали на стол. Отказался. Не жалею и никогда не пожалею об этом.
Я самый дорогой художник в истории Тюмени. Некоторые берут количеством, я же над каждой картиной работаю очень долго. На портрет уходит до полугода. «Распутин», который сделан с первого раза за три недели – исключение. Копия, которая находится в Музее Распутина в селе Покровском, сделана с 26 раза. Полтора года я ее писал, чтобы она была похожа на подлинник. А 27 версия подарена Лоранс, правнучке Распутина, она даже лучше получилась, чем в музее.
Живописцев всегда вдохновляли архитектурные сооружения, а архитекторов всегда вдохновляли художники. Можно сказать, что мы черпаем вдохновение друг у друга. Взять того же Гауди.
В Тюмени, я считаю, самым лучшим домом является LifePlaza. Выше всяких похвал. Дизайнеры работали самые лучшие. Материалы – очень качественные. Честно говоря, я первый раз в таком доме. И ощущение такое, будто я не в Тюмени, а где-то в Европе, в пятизвездочном отеле. Всё продумано: цветовая гамма, текстура, фактура. И очень приятно, что в Тюмени есть архитектура такого уровня.
Поэтому я с большой радостью принял предложение от Life Plaza выступить у них в конце 2018 года на творческом вечере и прочитать свою лекцию о современном искусстве для приглашенных гостей, отвечая на вопрос о том, почему современное искусство стоит миллионы долларов. Мероприятие прошло очень хорошо, был рад побеседовать лично со многими известными тюменцами, с которыми давно не виделся, и показать им две свои абсолютно новые работы.
Часть моих работ продается в Париже, в галерее напротив Лувра – Mickael Marciano. Классическим искусством я не занимаюсь, это современное искусство. И именно это интересует людей на Западе. Всё остальное – даже не вчерашний, а позавчерашний день. Что здесь изображено, в двух словах. Мы и всё, что мы видим – это всё материи. И мы находимся в связи всего со всем – об этом и говорит филумизм. На картине фон, девушка, цветок у нее в руке – всё это материи и всё связано единым материальным ковром. Каждый из нас имеет душу, этим мы и отличны, а зеркало души – это глаза. Поэтому только глаза я показал в картине реалистично.
Пабло Пикассо придумал кубизм, и теперь, подражая ему, можно как пирожки лепить и продавать картины. Есть спрос. Собственно, как и у меня – есть спрос, можно штамповать портреты. Но я считаю, что художник – это не тот, кто «поймал волну» и начинает штамповать. Художник, это тот, кто ищет. Ученые доказали, что наша кровь меняется раз в четыре месяца, а мы полностью вместе со скелетом – раз в семь лет. А раз ты полностью новый, у тебя новая голова и мысли. Ты не можешь стоять на месте.